Работа дошкольного учреждения по профилактике семейного неблагополучия

01.09.2021

Признаки семейного неблагополучия

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

2.Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

3.Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);

4.Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

5.Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);

6.Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

 Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная).

Механизм выявления неблагополучных семей

Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих учреждение образования. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка, и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

1. утомленный, сонный вид;

2. санитарно-гигиеническую запущенность;

3. склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

4. неумеренный аппетит;

5. задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии; привлечение внимания любым способом;

6. чрезмерная потребность в ласке;Хочу такой сайт

7. проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;

8. проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

9. трудности в обучении.

Признаки физического насилия в семье проявляются:

1. в боязливости ребенка;

2. в выраженном страхе взрослых, в проявлении тревоги в  форме тиков, сосании пальца, раскачивания;

3. в боязни идти домой;

4. в жестоком обращении с животными;

5. в стремлении скрыть причину травм.


Памятка для воспитателей. Признаки неблагополучия в семье.

1.Ребенок неухожен, неопрятный, нет запасного белья (ясли), одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.

2.Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в учреждение дошкольного образования в нетрезвом виде

3.Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин

4.Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из учреждения дошкольного образования

5. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода

6. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в учреждении дошкольного образования не появляются

7.При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий

При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут докладную на имя заведующего с просьбой провести социальное расследование.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».