На современном этапе модернизации образования особое внимание уделяется
проблеме создания психологически комфортной и безопасной образовательной среды
в образовательных организациях. Одним из ключевых аспектов в решении данного
вопроса является установление конструктивных отношений между всеми участниками
образовательного процесса. С целью гармонизации межличностных отношений в целом
в образовательных организациях создаются Службы медиации (примирения), в том
числе и в дошкольных образовательных учреждениях.
Медиация – это способ разрешения
споров на основе сотрудничества сторон и выработки ими взаимоприемлемого
решения при содействии нейтрального и независимого лица – медиатора.
Служба медиации (примирения) –
это служба, состоящая из педагогических работников образовательного учреждения,
целью которой является формирование благополучного, гуманного и безопасного
пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей, в том
числе при возникновении трудных жизненных ситуаций.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет
разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать
конфликты, оберегать детей от агрессивного, порой отвергающего воздействия
окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация –
это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-детьми, между детьми
и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок,
так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что
будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою
позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу
разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке,
создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение
спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут
склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании. В общем, можно сказать
следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им
дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались
к их мнению. Конфликт в детском саду, как и в обществе, неизбежен, это одно из
условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация,
конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако
благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень конфликтов.
Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То
есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или
не попали в сложную жизненную ситуацию.
Служба медиации это:
·Разрешение
конфликтов силами детского сада.
·Изменение
традиций реагирования на конфликтные ситуации.
·Профилактика
ранней дезадаптации.
Способы и средства медиации:
При разрешении конфликтов
существуют разные способы:
·Медиация
признает, что конфликты между сторонами могут быть решены только в случае, если
стороны этого сами захотят (чувства нельзя отменить приказом свыше).
·Медиация
признает, что если стороны пришли для того, чтобы разрешить трения, которые
между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно, в безопасности
(медиатор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциальность).
·Медиация
признает важность поощрения доверия и уважения, открытого обмена информацией
между сторонами (разрушает барьеры).
·Медиация
признает, что именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет являться
разрешением конфликта (стороны сами создают свое решение).
·Медиация
признает, что стороны скорее всего будут склонны к реализации именно тех
соглашений, в создании которых они принимали непосредственное участие.
·Медиация
защищает от клеймения и отвержения, сохраняет конфиденциальность общения.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств. Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».